Банки начнут блокировать переводы мошенникам.
С 25 июля все российские банки будут нести финансовую ответственность, если их клиент пострадал от аферистов, чьи реквизиты находятся в базе мошеннических счетов.
Такая база формируется Банком России с 2018 года. Доступ к ней имеют банки и правоохранительные органы. Если счет получателя содержится в базе реквизитов, которые уже засветились в мошеннических схемах, банк обязан на два дня приостановить перевод и уведомить человека о том, что счет или карта возможно принадлежат мошеннику. Также перевод денег приостанавливается если клиент осуществляет нетипичную для себя операцию или операция осуществляется с устройства, которое ранее использовалось злоумышленниками и занесено в базу данных.
Таким образом отправитель получает возможность все обдумать и отказаться от перевода. Если же банк не защитил человека и деньги сразу отправились на счет, который есть в базе, то теперь он должен будет вернуть клиенту всю сумму. Срок возврата — до 30 календарных дней с того момента, как пострадавший подаст заявление в банк. Исключение — случаи, когда клиент продолжает настаивать на переводе после завершения двухдневного «периода охлаждения». Тогда банк не должен компенсировать клиенту переведенную мошенникам сумму.
Еще одна новация — отключение электронных средств платежа, например, онлайн-банкинга, мошенникам. Для определения злоумышленников банки будут использовать различные идентификаторы из базы данных Банка России: реквизиты счета и обезличенные паспортные данные аферистов.
Банк России также в два раза расширил перечень признаков мошеннических операций, по которым банки обязаны блокировать переводы. Так, должны будут приостанавливаться переводы на счета, по которым ранее, по оценкам антифрод-систем банков, совершались мошеннические операции. Причем даже если пострадавшие клиенты не сообщали в банк об обмане и счета злоумышленников не передавались в базу данных Банка России, а остались только в собственной базе кредитной организации. Еще один новый критерий — информация о возбужденном уголовном деле в отношении получателя средств. Наконец, банки будут обязаны учитывать данные, поступившие от сторонних организаций и свидетельствующие о мошеннической операции. Например, от операторов сотовой связи, если зафиксирована нехарактерная для клиента телефонная активность или рост числа входящих сообщений с новых номеров.
- Когда у человека похитили деньги, и он обратился в свой банк, тот обязан направить в нашу базу подробности операции, включая реквизиты получателя денег. В базе содержится информация обо всех операциях, проведенных без согласия клиента, которая поступила от коммерческих банков и МВД России в рамках информационного обмена. Эти сведения своевременно передаются во все банки, чтобы они могли защитить деньги клиентов. И если банк видит, что клиент пытается сделать перевод на мошеннический счет из базы ЦБ, то приостанавливает его, — прокомментировал заместитель начальника отдела безопасности тамбовского отделения Банка России Андрей Башканков.
Отделение Тамбов ГУ Банка России по Центральному федеральному округу